Л И П А

мой талисман

Модель, макет Смольного монастыря_1
 
Главная   Липа   Модели, макеты сооружений из Липы   Модель, макет Большого Кремлевского дворца Модель, макет Смольного монастыря Модель, макет Смольного монастыря, далее  
                 
 
 

Модель (макет)

Смольного монастыря, продолжение.

 

Модель Смольного монастыря в Санкт-Петербурге на Исторической выставке архитектуры. Фото Н. Г. Матвеева, 1911 г.
Модель Смольного монастыря в Санкт-Петербурге на Исторической выставке архитектуры. Фото Н. Г. Матвеева, 1911 г.

История Смольного монастыря начиналась в намоленном месте, в большой излучине реки Невы, там, где сначала располагалось новгородское (земли Великого Новгорода) село Спасовщина, затем форт Сабина (в противовес шведской крепости Ниеншанц), а при строительстве Санкт-Петербурга здесь обосновался Смоляной двор. На Смоляном дворе варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи. Смольный монастырь расположился рядом со Смоляным двором. Вот почему будущий монастырь получил название Смольный.

Смольный монастырь задумала возвести императрица Елизавета Петровна перед своим сорокалетием для того, чтобы уйти на покой и провести свои последние дни в тишине и молитвах. Для реализации своих замыслов и постройки Смольного монастыря (Воскресенского Новодевичьего монастыря) императрица Елизавета Петровна 1 марта 1749 поручает разработку соответствующего проекта обер-архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, «который в заложении фундаментов и в возвышении стен, и в деле кровель, и в пропорциях и украшениях и в протчем во всём смотрении иметь должен».

Первоначальный проект Смольного монастыря Растрелли, предполагал вместо крепостных стен, предназначавшихся обычно для обороны, возведение стен с лепниной и вазами, а также строительство высокой шестиярусной 140-метровой колокольни над въездными воротами (выше Петропавловского собора), которая должна была стать доминантой комплекса (собор и расположенные вокруг двухэтажные жилые корпуса в виде креста) будущего Смольного монастыря. Здание Смоленского собора было рассчитано на шесть тысяч человек.

Однако, 12 июля 1749 года Франческо Бартоломео Растрелли получил указ императрицы Елизаветы Петровны переделать проект Смольного монастыря по православным канонам: Смольный собор в обязательном порядке должно было венчать пятиглавие по образу Успенского собора в Московском Кремле с четырьмя малыми главками звонниц и одним главным массивным куполом, поднимавшимся на 92 метра, а колокольню по подобию Ивановской колокольни.

Учитывая серьезность и глубину задачи, а также дабы расположить к проекту императрицу Елизавету Петровну предварительно, перед началом сооружения комплекса Смольного монастыря под руководством Растрелли было решено построить рабочую архитектурную модель комплекса в пропорции 1 к 62. Монастырский комплекс было решено вырезать из липы, а детали декора отлить из свинца и позолотить. Постройка архитектурной модели комплекса Смольного монастыря велась шестью лучшими плотниками на Большой Морской улице в доме, состоявшем из сеней и трех покоев на столе длиной около 6,5 метров (три сажени). При этом Растрелли сам раскрашивал модель кисточкой. Модель (макет) Смольного монастыря плотники собирали в таком же порядке, в котором впоследствии предполагалось собирать оригинал. Модель (макет) Смольного монастыря на место будущей стройки в специальный дом («модельную светлицу») доставили 14 мая 1751 года.

Все здания макета (модели) Смольного монастыря, наделены выполнены в праздничном дворцовом стиле. Наличие многочисленных декоративных элементов, яркой двухцветной окраски с золочением деталей придают яркое праздничное оптимистическое величие ансамблю, созданному выдающимся архитектором эпохи барокко Франческо Бартоломео Растрелли.

 

Продолжение

 

 

 

Контакты | Главная | Карта сайта | Copyright © 2004 Lipalinden.ru

Rambler's Top100